Сверхзвуковые пассажирские самолеты - история и перспективы

Сверхзвуковые пассажирские самолеты - история и перспективы

Военная авиация, а за ней и гражданская в начале, средине прошлого века шли вперед семимильными шагами. Эпоха аэропланов с поршневыми моторами в средине 40-х годов начала сменяться эпохой самолетов с реактивными двигателями, что в итоге позволило преодолеть скорость звука.

После появления первых сверхзвуковых военных самолетов возникла идея создать и пассажирский лайнер с подобными характеристиками. То есть сверхзвуковой пассажирский самолет – дальнемагистральный летательный аппарат для перевозки пассажиров и грузов, способный развивать скорость выше скорости звука.

История развития

Сверхзвуковые пассажирские самолеты

Впервые проектированием пассажирского сверхзвукового самолета занялись в Великобритании в 1954 году. Чуть позже к разработке данной темы приступили во Франции, Соединенных Штатах и Советском Союзе, ряде других стран.

Большинство проектов было заморожено. В США построили прототип Boeing 2707, его разработка велась с 1969 года. Готовились сделать второй прототип, но проект был заморожен в 1971 году, по целому ряду причин, а компании пришлось уволить 60 тысяч сотрудников в Сиэтле.

До стадии коммерческой эксплуатации в мире довели только два сверхзвуковых пассажирских самолета. Первый – Ту-144, выпускался в Советском Союзе, второй – Concord, совместная разработка Великобритании и Франции.

Первым в мире сверхзвуковым пассажирским лайнером, который поднялся в небо 31 декабря 1968 года, был Ту-144. Спустя семь лет, 25 декабря 1975 года, начались грузовые перевозки, а с ноября 1977 года и пассажирские (рейс Москва – Алма-Ата). Всего было выполнено порядка 55 рейсов и эксплуатация прекращена в июне 1978 года. Перевезено около 3000 пассажиров. Всего построено 16 летающих лайнеров. Эксплуатант – Аэрофлот.

Французы и британцы объединили усилия в 1962 году, то есть проект стартовал раньше чем в Советском Союзе, но первый самолет поднялся в небо позже – 2 марта 1969 года. В коммерческой эксплуатации Concord, так назвали сверхзвуковой лайнер, был с 21 января 1976 года по 26 ноября 2003 года. Всего построено 20 машин, в эксплуатации было 14 , 7 у Air France и еще 7 у British Airways. За время эксплуатации перевезено порядка 3 миллионов пассажиров.

На этом эра коммерческих сверхзвуковых воздушных пассажирских перевозок закончилась. Сейчас проектируются не только сверхзвуковые, но и суборбитальные лайнеры, хотя в большинстве своем это бизнес-джеты.

Перспективы

Сверхзвуковые пассажирские самолеты

И Ту-144, и Concord опередили свое время. Это сложные в эксплуатации и пилотировании машины, а значит были очень высокие затраты, плюс повышенный удельный расход топлива, оно стоило денег. В результате стоимость билетов была очень высокой. И еще два негативных момента – звуковой удар и повышенный уровень шума на аэродромах. Да и сейчас особо спешить некуда, благодаря информационным технологиям мир стал меньше и расстояния не играют большой роли.

То есть предпосылок для разработки новых сверхзвуковых лайнеров нет. Президент России заговорил о необходимости создания нового пассажирского самолета на базе стратегического сверхзвукового бомбардировщика Ту-160М2 (он же Белый лебедь). Но связано это больше со снижением расходов на постройку боевых машин, ведь чем больше серия, тем меньше стоимость одного самолета. А вот коммерческая пассажирская эксплуатация может быть успешна лишь в узкой нише, бизнес-сегменте. То есть снова концепция использования сверхзвуковых бизнес-джетов для состоятельных людей.