Южноафриканский вертолет Rooivalk

Южноафриканский вертолет Rooivalk

Rooivalk (в переводе с африканских наречий –  один из видов пустельги) – это модель ударного вертолета, который используется сегодня в вооруженных силах ЮАР и который, не смотря на интересные технические решения и широкий перечень выполняемых задач, не нашел широкого коммерческого применения в ВС других стран.

Вертолет разрабатывался южноафриканской компанией DenelAviation с 1984 года, завершения разработок с нетерпением ждали наблюдатели, но официально он поступил в распоряжение войск только в 2011 году.

Rooivalk

Почему столь перспективная модель не нашла широкого применения? Попробуем разобраться.

До 1960 года в ЮАР не было собственного производства военной техники, страна закупала средства ее у других государств, но затем в 1968 году производственная корпорация все-таки была создана, сначала она занималась выпуском отдельных частей и узлов военной техники, а затем освоила лицензионное производство вертолетов и истребителей.

Однако напряженная военно-политическая обстановка с многочисленными гражданскими и межгосударственных конфликтами, которая сложилась в конце 20 века на юге Африканского континента, а также введенное в эти года эмбарго на поставки вооружения послужили катализатором развития собственного производства для нужд ВПК. Вертолет Rooivalk («Руйвалк» в русской транскрипции) как раз и стал одним из продуктов новой производственной корпорации.

Rooivalk

Машина должна была решать следующие задачи:

  • Возможность уничтожения с вертолета бронетехники и артиллерии противника;
  • Возможность вести огневую поддержку сухопутных войск;
  • Противодействие ПВО противника при сопровождении транспортных вертолетов;
  • Возможность ведения воздушного боя с вертолетами противника.

Было представлено три прототипа будущего вертолета, в 1990, в 1992 и в 1996 году, но реальная машина появилась даже раньше последнего прототипа и была представлена в 1993 году на международном авиасалоне в Дубае. Первый серийный экземпляр с официальным названием Rooivalk датирован 1998 годом, но на вооружение он попал только в 2011 году, т.к. прошел длительный период доработки, столкнулся с проблемами недостаточной квалификации конструкторов, недостатка финансирования.

Rooivalk

Конструкция и технические характеристики вертолета Rooivalk:

  • Классический, одновинтовой, с четырехлопастным несущим винтом,
  • Стреловидное вертикальное хвостовое оперение;
  • Пятилопостной рулевой винт;
  • Кабина экипажа с тандемным расположением пилотов;
  • Бронирование фюзеляжа акрилопластом;
  • Керамическая броня кресел;
  • Трехопорное шасси;
  • Инерциальная навигационная система+спутниковая навигация GPS;
  • Три турбовальных двигателяTurbomecaMakila (макс. мощность 1845 л.с. каждый)
  • протектированные топливные баки с возможностью установки дополнительных подвесных топливных баков – по 750 литров каждый;
  • Дублированные органы управления, и у пилота, и у оператора;
  • Габаритные размеры: длина – 18,73 м, высота – 5,19 м, диаметр несущего винта – 15,58 м, диаметр рулевого винта – 6,35 м.
  • Масса пустого – 5730 кг.
  • Нормальная взлетная масса – 7500 кг.
  • Максимальная взлетная масса – 8750 кг.
  • Максимально допустимая скорость – 309 км/ч.
  • Крейсерская скорость – 278 км/ч.

Rooivalk

Тщательной проработки удостоилась система снижения заметности вертолета на всех уровнях: визуальном (камуфляжная окраска фюзеляжа, антибликовые панели остекления кабины, использование короткого стреловидного крыла, полеты на сверхмалых высотах), тепловом (система смешивания выхлопных газов с воздухом 1:1, которая позволяет уменьшить инфракрасное излучение от двигателей на 96%), акустическом, радиолокационном.

Сложная система обзора и прицела включает в себя тепловизор, лазерный дальномер-целеуказатель, низкоуровневую телевизионную камеру, систему сопровождения и наведения управляемых ракет.

Вооружение ударного вертолета Rooivalk составляла автоматическая пушка F2 калибра 20 мм и достаточная номенклатура управляемых и неуправляемые ракет, в том числе противотанковых.